Ореховый спас
Ореховый Спас – третий и последний в череде праздников, близких по значению и внешним проявлениям. Его еще называют Хлебным и Спасом на полотне. Этот день, как и два близких, как говорят в народе, «в числе». Как и каждый год, Ореховый Спас – 2020 празднуют 29 августа.
Три Спаса – аграрные праздники, одни из важных в церковном календаре. Они тесно связаны с домашним хозяйством и полевыми работами. Первый Спас, или Медовый, – день, когда, по поверьям, пчелы переставали собирать мед. Второй, Яблочный, знаменовал собой начало сезона яблок. С этого дня их можно было есть – до того на потребление фруктов был запрет. А Третий Спас – время, когда заканчивались полевые работы и начинался период сбора орехов. Оттого и название – Ореховый и Хлебный. А еще этот день зовут Спасом на полотне. Такое название связано с религиозной стороной народного праздника.
Этот праздник рассказывает о возникновении первой иконы Иисуса Христа, которая известна как Нерукотворный Образ. Во времена, когда Иисус проповедовал в Палестине, в городе Эдессе в Месопотамии правил царь Авгарь. Царь был болен проказой и никак не мог излечиться от своего недуга. Услышав о новом мессии и чудесах, которые совершает Христос, Авгарь послал к нему своего живописца Ананию. Тот должен был передать Иисусу письмо с просьбой об исцелении правителя, а заодно и написать портрет целителя.
Встреча Анания и Христа произошла в Иерусалиме, когда Иисус проповедовал и был окружен людьми. Ананий никак не мог приблизиться к Христу и решил взобраться на высокий камень, чтобы хотя бы оттуда сделать несколько набросков Иисуса. Но и эта попытка была безуспешной.
Христос сам подозвал живописца, назвав его по имени, и передал для правителя Эдессы письмо, в котором обещал прислать Агварю одного из своих учеников. Затем Иисус попросил Анания принести воду и убрус (холст, полотенце). Он умыл свое лицо, отер его убрусом и на ткани отпечатался его образ. Убрус и письмо Ананий доставил в Эдессу. Авгарь с благодарностью принял дары.
После Вознесения Христа апостол Фома послал одного из 70 учеников Иисуса – Фадея – к Агварю. Тот, с помощью Нерукотворного образа Спасителя, исцелил царя от тяжелого недуга и способствовал распространению христианства в стране. Убрус Авгарь прикрепил над главными воротами города. Позже святыня была похищена мусульманами, и лишь девять столетий спустя ее выкупил византийский император Михаил III. 16 августа (по старому стилю) 944 года, в царствование Константина Багрянородного, Эдесский образ был перенесен в Константинополь.
С этого образа написано множество икон, которые носят название «Спас на полотне» и «Спас Нерукотворный». По традиции, «Спас Нерукотворный» – первый самостоятельный образ, который доверяют писать иконописцу, прошедшему ученичество.